Химия в биологии, медицине и в производстве лекарственных веществ
Химия в биологии, медицине и в производстве лекарственных веществ
Страница 9

Studies on carbohydrates and vitamin C

Paul Karrer (Switzerland, 1889/04/21 - 1971/06/18)

Studies on carotenoids and flavins and vitamins A and B2

1938

Richard Kuhn (Germany, 19001203 19670731) Studies

on carotenoids and vitamins

1939

Adolf F. J. Butenandt (Germany, 1903/03/24 - 1995/01/18)

Studies on sexual hormones

Leopold Ruzicka (Switzerland,1887/09/13 - 1976/09/26)

Studies on polymethylenes and higher terpenes

1945

Artturi I. Virtanen (Finland, 1895/01/15 - 1973/11/11)

Discoveries in the area of agricultural and food chemistry, method of preservation of fodder

1946

John H. Northrop (USA, 1891/07/05 - 1987/05/27)

Wendell M. Stanley (USA, 1904/08/16 - 1971/06/15)

Preparation of enzymes and virus proteins in pure form

James B. Sumner (USA,1887/11/19 - 1955/08/12)

Crystallizability of enzymes

1947

Sir Robert Robinson (United Kingdom, 1886/09/13 - 1975/02/08) Studies on alkaloids

1948

Arne W. K. Tiselius (Sweden, 1902/08/10 1971/10/29)

Analysis by means of electrophoresis and adsorption, discoveries about serum proteins

1952

Archer J. P. Martin (United Kingdom, *1910/03/01 - )

Richard L. M. Synge (United Kingdom, 1914/1028 1994/08/18)

Invention of distribution chromatography

1953 Hermann Staudinger (Germany, 1881/03/23 - 1965/09/08)

Discoveries in the area of macromolecular chemistry

1954

Linus Carl Pauling (USA, 1901/02/28 - 1994/08/19)

Studies on the nature of the chemical bond (molecular structure of proteins)

1955

Vincent du Vigneaud (USA, 1901/05/18 - 1978/12/11)

Synthesis of a polypeptide hormone

1957

Sir Alexander R. Todd (United Kingdom, *1907/0702 - )

Studies on nucleotides and their coenzymes

1958

Frederick Sanger (United Kingdom, *1918/08/13 - )

Structure of proteins, especially of insulin

1961 Melvin Calvin (USA, *1911/04/07 - )

Studies on the assimilation of carbonic acid by plants photosynthesis)

1962

John Cowdery Kendrew (United Kingdom, *1917/03/24 - )

Max Ferdinand Perutz (United Kingdom, Austria, *1914/05/19 -

Studies on the structures of globulin proteins

1964

Dorothy CrowfootHodgkin (United Kingdom, *1910/05/12)

Structure determination of biologically important substances by means of X rays

1965

Robert Burns Woodward (USA, 1917/04/10 - 1979/07/08)

Syntheses of natural products

1969

Odd Hassel (Norway, 1897/05/17 1981/05/13)

Derek H.Barton (United Kingdom, *1918/09/08 - )

Development of the concept of conformation

1970

Luis F. Leloir (Argentina, *1906/09/06 - )

Discovery of sugar nucleotides and their role in the biosynthesis of carbohydrates

1972

Christian B. Anfinsen (USA, *1916/03/26 - )

Studies on ribonuclease

Stanford Moore (USA, 1913/09/04 - 1982/08/23)

Страницы: 5 6 7 8 9 10

ЧЕЛЫШЕВ Евгений Петрович (р . 1921), российский литературовед, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по проблемам индийской литературы.

ЙОРДАНС (Jordaens) Якоб (19 мая 1593 , Антверпен - 18 октября 1678, там же), фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился в Антверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св. Луки, с 1621 - декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей, акварелей. Творчество В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому не стремился приноравливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности. Ранний период. Композиция В раннем творчестве, отмеченном влиянием Караваджо (первая датированная работа "Поклонение Волхвов", 1616, Метрополитен-музей; "Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя", ок. 1616, Музей искусств, Роли, Сев. Каролина; "Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм; "Четыре евангелиста", 1617-1618, Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное освещение, лепящее крепко моделированные объемы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где немногочисленные, но представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; избранный художником низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приемы, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законами построения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы ("Воспитание Юпитера", Художественные собрания, Кассель; "Жертвоприношение Церере", Прадо; "Мелеагр и Аталанта", Лувр). "Аллегория плодородия" Менее удачны отвлеченно-аллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося к теме "Аллегории плодородия" (1617, Старая пинакотека, Мюнхен; 1625-28, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Музей изящных искусств, Гент; Галерея Уоллес, Лондон; ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген; ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская "Аллегория плодородия" кажется в целом перегруженной массивными фигурами обнаженных натурщиц. "Сатир в гостях у крестьянина" Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы; он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины "Сатир в гостях у крестьянина", написанной на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей - поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. И сатир и крестьянин - дети одной природы - тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные красочные пятна синих, красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками, отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве (ок. 1620). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейного концерта. Среди излюбленных сюжетов - праздник "бобового короля", отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине "Бобовый король " (ок. 1638, Эрмитаж; до 1656, Музей истории искусств, Вена) царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж; избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юмора бытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам ("Семейный портрет", ок. 1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, - все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода - цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск ("Домик в лесу") исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.

ПОНТИФИКАТ (лат . pontificatus), в католической церкви власть и период правления римского папы. Один из титулов папы - понтифекс (pontifex - первосвященник).