Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 11

Билет 9. Диалектика как наука и метод познания. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывает себя в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в эпоху античности означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании.Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. По мнению К. Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.

Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики - вещи изолированы друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики: всеобщая связь и развитие.  

11) Основные школы современной Ф: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм.

Особое место в зарубежной Ф в нашем столетии занимают учения и школы.

Э – это философия существования, причем под существованием понимаются чувства и переживания человека, его страсти и настроения. Э провозглашает автивность человека, его свободу. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия в мире. Значение общества для личности состоит в том, что в лучшел случае оно может дать предпосылки экономической, политической и другой свободе. Однако чаще общество ограничивает личность. Э сумел обратиться к сторонам человеческого бытия, которые невыразимы яязыком науки. Э-ты разработали новый способ философствования, который был усвоен новейшей философией.

Н – представители Маритен, Жильсон – усматривает главную цель в философском обосновании христианского вероучения. «Ф – служанка Бога». В Н рассматривается «чистое бытие» как духовное, божественное первоначало. Он резко выступает против атеизма.

П – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат наук. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годах 19 в. Его основателем был Конт. Вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже 19-20 вв. Представители: Мах, Авенариус. Третьей формой является неопозитивизм (20 в). Представители – Шлик, Карнап. Они утверждают, что философия не является наукой о реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.  

10) Закон единства и борьбы противоположностей.

Он занимает особое место среди законов диалектики, поскольку раскрывает источник саморазвития. Ленин назвал данный закон сутью, ядром диалектики. Этот закон выражается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.

1) Тождество – отношение равенство одинаковости объекта с самим собой.

2) Различие – есть неравенство отношений предметов в самом себе.

Дело в том, что находясь в покое, будучи тождественным самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении. Восприятие предметов в изменении и фиксирует категории различия. За пределами меры старое качество уступает место новому. Момент перехода от одной меры к другой, Гегель назвал узловыми точками меры. Если количественные изменения происходят постепенно и непрерывно, то переход от одного качества к другому всегда скачок.

Формы скачка: 1) постепенно (переход от одного качества в другое) – эволюция; сравнительно быстрый – химическая реакция.  

Билет 12. Структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система.

Предметы и явления в действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Понятие "элемент" отражает то, что входит в "содержание", но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие "структура" соответствует понятию "форма", но к последней относится и внутреннее и внешнее строение, организация вещи, а к структуре относятся только внутренние связи.Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут. Короче говоря, содержание не может существовать без формы, и, наоборот, форма не может быть бессодержательной.

Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма

устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком.

Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы.

Целое и часть, элемент и структура. Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессы, явления. Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В то же время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим. По своему строению можно выделить следующие три вида целостности. 1) неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей.2) организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствам частей. 3) органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого, и Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляется указанная организация, называются элементами.

Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы.  

Билет 38. Политическая система общества и ее элементы. Демократия как социальный институт.

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.

Термин "политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает искусство управления государством.

Политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти. Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения.

Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами.

Экономическая власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом проявляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроечное явление политика вторична по отношению к

экономическому базису, зависит от него и определяется им.

Политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистему политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистему политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистему политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Демократизация неразрывно связана с формированием правового государства и гражданского общества, как исторической альтернативы тоталитаризму и тоталитарному государству. Демократию рассматривают, во-первых, как форму государства, следуя традиции Т. Гоббса, К. Маркса и других ученых. Во-вторых, она характеризует принципы деятельности различных общественных организаций помимо государства, таких, как: партии, профсоюзы, различные молодежные объединения и т.п. В-третьих, отражает политический режим как степень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной системы, участие граждан в управлении государством, методы осуществления власти. И, наконец, демократия выражается в политическом сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства, представляя собой определенную политическую ценность и идеал. Таким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систему общества: форму государственной власти, принципы деятельности общественных организаций, политический режим и политическое сознание.  

Билет 36. Производственные силы: понятие сущность и структура.

Способ поизводства – это уровень развития материального производства в целом на определенном этапе истории общества, которое включает в себя: 1) производственные силы; 2) производственные отношения.

Производительные силы – это все то, с помощью чего люди воздействуют на окружающую природу в целях создания материальных благ.

Производительные силы: средства производства + люди, овладевшие техникой.

Средства производства: средства труда + предметы труда

Средства труда: орудия труда + предметы труда.

Средства труда – сложное явление, зависит от того, насколько развиты производительные силы. Производственные отношения – это те отношения, которые возникают в процессе производства материальных благ и в сфере распределения результата труда. Эти отношения возникают независимо от людей. Они зависят от уровня производительных сил. Политическая революция усилила действие нового фактора развития производительных сил – разделение труда. Это разделение привело к созданию устойчивого источника получения средств существования, который давал людям больше, чем нужно было для поддержания жизни. Вторым экономическим результатом революции, следствием появления прибавочного продукта было изменение у массы людей стимулов к труду. На первое место вступили частные стимулы: я, моя семья.

Третьим было возникновение собственности на присвоении чужого труда: появилось рабство. Взаимосвязь между пр. силами и отношениями находит свое отражение в законе соответствия производительных сил и пр. отношений, согласно которому определенному уровню развития пр. сил соответствуют определенные отношения.  

Билет 39. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Общественное сознание является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения его материальных носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных

условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия. Индивидуальное сознание приобщается к общественному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе.

Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически-преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки.  

Билет 37. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация. Национальные отношения в современном мире.

Для того, чтобы понять сущность общества и его элементов необходимо рассмотреть все элементы в их взаимосвязи, как составные части целого. При этом следует иметь ввиду, что социальная структура общества не является неизменной, она относительно устойчива, однако прежде всего под влиянием изменений в рамках способа производства получает новые содержательные оттенки или же качественно преобразуется. В качестве основных элементов социальной структуры общества рассматриваются исторические формы общности людей. Общность - это совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, причем эта совокупность людей обладает рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Первыми историческими общностями людей стали рода и племена. Род составляла группа людей, связанных кровными узами, совместным трудом, общим языком, правами, традициями и обычаями, религиозными обрядами и верованиями. Члены рода имели общее название по имени родоначальника. С расширением хозяйственных связей увеличивается численность родов, возникают племена. Племя - это объединение нескольких родственных друг другу родов, признаками племени являются: общий язык, территория, традиции и обычаи, обряды и верования, определенная экономическая общность и племенное управление.

Народность - сложилась на базе рабовладельческого и феодального способа производства.

Народности складывались из различных племен. Иногда она складывалась из разноязычных племен. Таким образом постепенно складывалось территориальная, культурная, экономическая общность, которая еще не отличалась достаточной устойчивостью. Признаки народности: название, общая территория, общий язык, собственный формирующийся уклад жизни.С возникновением капиталистической экономики происходит устранение феодальной раздробленности, укрепляются экономические связи между народностями и регионами, возникают нации. Нация - это историческая общность людей, характеризуемая общностью языка и самосознания, общностью экономической жизни и территорией, некоторыми особенностями психологии людей, бытовых и культурных традиций, а также этническими особенностями культуры и характера людей.

Нации и межнациональные отношения. В процессе возникновения наций национальный вопрос был связан с задачами по свержению феодализма и освобождению от чуженационального гнета. В эпоху империализма национальный вопрос превратился в вопрос межгосударственный, слился с общим вопросом об освобождении колониальных народов, развился в вопрос национально-колониальный. Он оказался тесно связанным с крестьянским вопросом, ибо основную массу участников национального движения составило крестьянство. С Октябрьской революцией начинается эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха ликвидации колониальной системы. В современную эпоху межнациональные отношения обострились в ряде европейских государств. Пример тому - Югославия(сербы-албанцы), Англия(англичане-ирландцы), Турция(турки-курды), в России (чечены-русские).  

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ , один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

ПЕТРОВ Борис Николаевич (1913-80) , российский ученый, академик (1960), вице-президент (с 1979) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1969). Труды по теории автоматического регулирования, системам автоматического управления движущимися объектами, самонастраивающимся системам. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1972).

УНИЯ (от позднелат . unio - единение),..1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства...2) Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь.