Химия сегодня
Химия сегодня
Страница 2

Далее, внедрение структурных представлений преобразило многие аспекты деятельности химиков и используемые ими фундаментальные понятия. Радикально видоизменилось, например, содержание таких центральных понятий классической химии, как "химическое вещество" и "химическое соединение" [1]. Изменились смысл и форма двух первооснов, на которых зиждется химия, – эксперимента и теории (речь идет о тех экспериментах и теоретических концепциях, которые доминируют в современной химии). В частности это связано с быстрым развитием компьютерного моделирования, что привело к появлению нового типа научной гипотезы. Производство и продажа пластиковых окон okna-152.ru. . Доставка цветов Батырево среди цветов.

Задачи настоящей статьи – диктуемое временем уточнение понятия структуры и анализ вытекающих из этого следствий, меняющих облик многих разделов химической науки. Чтобы по возможности ясно представить соображения, положенные в основу статьи, мы стремились к краткости и ограничились минимальным числом конкретных примеров. По-видимому, химия (в целом) никогда не страдала от недостатка фактического материала и постоянно не успевала своевременно раскладывать этот материал по многократно менявшейся системе "полочек". Похоже, пришло время в очередной раз перетасовать химические факты в соответствии с их структурной корректностью и значимостью.

Эксперимент в современной структурной химии.

Еще в 19-м веке корифеи химии указывали на сложное соотношение между понятиями "эксперимента" и "факта", а также на относительно малую значимость "фактов" как таковых ("…факт сам по себе ничего не значит. Важна интерпретация." Д.И.Менделеев; "…факт без теории – не наука." А.М.Бутлеров). К этому следует еще добавить, что любой "факт" можно зафиксировать (сформулировать), только опираясь на определенные теоретические (модельные) представления. Следовательно, если меняются теоретические воззрения, меняются и "факты", которые, таким образом, оказываются вписанными в постулируемую систему научных взглядов ).

Однако, в середине 20-го века учебники химии (неорганической, органической, аналитической) чаще всего представляли собой увесистые тома или даже многотомные издания, содержащие огромное множество "экспериментальных фактов", которые следовало запомнить или хотя бы иметь в виду. Большая часть этих сведений была получена простыми очевидными способами и казалась весьма надежной. Но впоследствии очень многое оказалось неверным или неточным или неправильно истолкованным.

Тем временем мало-помалу стала меняться, причем во многих отношениях, та масса зафиксированного в научной литературе материала, который принято называть "опытными данными", "результатами экспериментальных исследований" и т.п. Этот процесс был обусловлен рядом факторов, из которых первым стало многократное увеличение числа научных работников. Стало возможным накопление огромных массивов однообразной информации для широкого круга химических соединений (диэлектрические постоянные, магнитная восприимчивость, дипольные моменты, термохимические данные и многое другое). Наряду с толстыми учебниками появились очень толстые справочники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ГЕРСЕВАНОВ Михаил Николаевич (1830-1907) , российский инженер-строитель и ученый. Автор фундаментальных трудов по морской гидротехнике (1861-62). Один из организаторов Русского технического общества.

ЭЙЛИ (Ailеy) Алвин (1931-89) , американский актер, танцовщик, хореограф, педагог. Один из виднейших представителей школы танца "модерн". В 1958 основал собственную труппу Американский театр танца Алвина Эйли. Тематика и лексика большинства его постановок восходят к афро-американской музыкальной и танцевальной фольклорной традиции.

ВЕНДЕРС (Wenders) Вим (р . 1945), немецкий кинокритик, сценарист, режиссер, продюсер. Один из лидеров т. н. "молодого немецкого кино", фильмы которого неоднократно отмечались премиями международных кинофестивалей ("Страх вратаря перед одиннадцатиметровым", 1972; "Алиса в городах", 1974; "С течением времени", 1977; "Небо над Берлином", 1987; "Так далеко, так близко", 1993.) Стремясь к обновлению киноязыка, обращался к классическому голливудскому кино. Под эгидой Ф.-Ф. Копполы поставил цикл "американских" фильмов: "Хэммет", 1982; "Париж - Техас", 1985 ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля) и др.