Первая группа периодической системы Первая группа периодической системыСтраница 10
158-179
При сопоставлении элементов обеих подгрупп 1 группы между теми и другими можно наметить лишь немногие черты сходства. В частности, все металлы 1 группы отличаются высокой электропроводностью и образуют соединения, в которых они одновалентны. Однако Li и его аналоги т о л ь к о одновалентны, между тем как элементы подгруппы меди способны проявлять (а в случаях Сu и Аu даже предпочтительно проявляют) более высокую валентность. В этом отношении несколько ближе других элементов подгруппы меди к щелочным металлам стоит серебро.
180
Дополнения
15) Все элементы семейства меди кристаллизуются по типу куба с центрированными гранями (рис. Х11-38) при следующих ядерных расстояниях (пм): 256 (Сu), 289 (Аg), 288 (Аu). Электросопротивление всех трех металлов с повышением давления уменьшается (рис. Х111-40). Серебро лучше почти всех других металлов отражает лучи инфракрасной и видимой частей спектра:
Длина волны, нм .1 000 500 100 50 40 31,6 30 20
Отражение лучей, % . 99 98,5 96 90 84 4 20 27
Интересна характерная для него прозрачность в ультрафиолетовой области около 31,60 пм. По отношению к инфракрасным лучам большой отражательной способностью обладает и золото.
16) Теплоты плавления рассматриваемых элементов равны 13,0 (Сu), 11,3 (Аg) и 12,6 (Аu) кДж/моль. Температура плавления меди последовательно повышается с ростом давления (до 20 тыс. ат). Объем серебра увеличивается при плавлении на 3,3 %.
17) При температурах кипения рассматриваемых элементов теплоты их испарения равны 305 (Сu), 255 (Аg) и 326 (Аu) кДж/моль. Помимо отдельных атомов, пары содержат и двухатомные молекулы (при температурах 1000-1300 °С и давлениях 10-3-10-6 мл рт. ст. отношение Э2:Э составляет около 1:1000), для которых имеются следующие данные:
ПАРОНЯН Акоп Ованесович (1843-91) , армянский писатель-сатирик. Жил в Турции. Редактор демократической газеты "Мегу". Реалистические комедии, рассказы и повести. Сборник памфлетов "Национальные столпы" (тома 1-3, 1874-80).
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС , единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. - наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.
ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746-1827) , швейцарский педагог. В своей теории начального обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом. Труды: "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Лебединая песня" (1826).