Атом АтомСтраница 15
Н + 1311 кДж = Н+ + е
По соотношению I = 1311/n2 энергия ионизации может быть рассчитана и для возбужденных состояний атома водорода.
7
Дальнейшее развитие теории водородного атома было дано Зоммерфельдом (1916 г.), показавшим, что кроме круговых орбит электрон может двигаться и по эллиптическим (с ядром в одном из фокусов эллипса), причем почти одинаковому уровню энергии соответствует столько возможных типов орбит, сколько единиц в главном квантовом числе. Последнее определяет размер большой полуоси данного семейства эллипсов (в частном случае круга его радиус). Величина малой полуоси определяется «п о б о ч н ы м» квантовым числом (6), которое также принимает значения последовательных целых чисел, но не может быть больше главного.
Для большой полуоси эллипса действительно соотношение а = n2r, а для малой b = nkr, где r — радиус орбиты при нормальном состоянии атома (53 пм). Например, для главного квантового числа 3 возможны три типа эллипсов, характеризующиеся обозначениями 31, 32 и 33, которые показывают, что большая полуось относится к малой соответственно как 3 : 1, 3 : 2 и 3 : 3. В последнем случае имеем частный вид эллипса — круг, который один только и рассматривался первоначальной теорией.
Модель возможных электронных орбит атома водорода по Зом- мерфельду показана на рис. III-25. Отвечающие каждой из них энергетические уровни (п о д у р о в н и) схематически сопоставлены на рис. III-26 (Б) с уровнями, соответствующими только круговым орбитам (Ф). Произведенное Зоммерфельдом уточнение модели водородного атома позволило объяснить тонкую структуру спектральных линий.
НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938-93) , артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958-61 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Партии: Альберт ("Жизель" А. Адана), Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса) и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца. Для Нуреева ставили балеты крупнейшие балетмейстеры Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар. Постановки: акт "Тени" из балета "Баядерка" Минкуса (1968), "Буря" на музыку П. И. Чайковского (1982) и др. В 1985-89 художественный директор балетной труппы Парижской оперы. С 1991 выступал как дирижер.
ШЛЕЙФ (нем . Schleppe), длинный, волочащийся сзади подол женского платья, а также съемная деталь платья в виде удлиненного полотнища, крепившегося в зависимости от моды к талии или к плечам.
ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818-1866) , немецкий революционер, друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Член Союза коммунистов, один из организаторов рабочих союзов и демократических обществ в Вестфалии. Во время Гражданской войны в США 1861-65 полковник армии северян.